Михаил Герштейн

«БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ» - В КИНО И ЖИЗНИ

Я верю, что где-то во Вселенной есть множество процветающих разумных цивилизаций. Я сильно сомневаюсь, что мы единственные разумные существа.

Стивен Спилберг

Тридцать лет назад состоялась премьера фильма, радикально изменившего не только уфологию, но и почти весь мир. Нет, это не документальный фильм, хотя режиссер Стивен Спилберг использовал труды по уфологии и пригласил в качестве консультанта знаменитого уфолога Дж. Аллена Хайнека. Речь идет о фильме «Близкие контакты третьего рода» («Close Encounters of the Third Kind»), который в 1977 году с триумфом прошел по экранам. Даже сейчас, когда все привыкли к космической фантастике, фильм смотрится на одном дыхании.

Только у нас, в Советском Союзе, фильм запретили и оклеветали. В главной газете страны какой-то штатный борзописец заявил:

«Три года назад американцы шарахались от пляжей, напуганные зубастой акулой. Ныне они с опаской вглядываются в небо, ожидая увидеть неопознанный летающий объект...

Виновник новых волнений, как и три года назад, когда по экранам страны под многомиллионнодолларовую шумиху рекламы прошел кинофильм "Челюсти", все тот же кинопостановщик Стивен Спилберг. Теперь этот молодой и предприимчивый делец потрясает зрителей научно-фантастическо-мистическим фильмом...

Но почему, потешившись полутора часами забавного кинопредставления, выходишь на улицу равнодушным?.. Словно боясь настоящих конфликтов и страстей, которыми полна жизнь, Голливуд все чаще предпочитает потрясать кинозрителей синтетическими ужасами. Taк безопаснее. И выручка гарантирована» («Правда», 24 августа 1978 г.)

Не верю, что этот пронзительный, глубокий фильм не смог затронуть сердце журналюги. Я не знаю ни одного человека, на которого он не произвел бы самое сильное впечатление. Только в 1989 году мне удалось увидеть то, что прогнивший режим скрывал от нас более десяти лет.

Разрешив фестиваль американского кино в Ленинграде, власти сделали все, чтобы фильмы увидело как можно меньше народа. Их показывал только один кинотеатр в городе, и чтобы попасть на сеанс, нужно было занимать очередь с самого утра. «Хвост» протянулся почти на квартал. Семь часов на ногах – такой была цена, про которую не мог и подумать западный зритель. Но фильм стоил того, особенно в дни, небогатые на зрелища и раскрашенные в тускло-серые цвета.

Я уже увлекался уфологией, поэтому нельзя сказать, что фильм стал для меня каким-то откровением, переломным событием. Скорее наоборот: он лишь укрепил мою наивную веру, что я на правильном пути, и, может, дождусь того дня, когда так же буду стоять в свете прожекторов, ожидая гостей из космоса...

Феерия Спилберга

Фильм начинался с резко обрывающихся сюжетов, показывающих, что на Земле творится что-то необычное. Ветер, несущий тучи песка над мексиканской пустыней – и появившиеся из ниоткуда самолеты 40-х годов без экипажа. Корабль, невесть как оказавшийся в центре пустыни Гоби. НЛО на экранах радаров в Индианаполисе. А в небольшом городке в штате Индиана сами собой включились все механические игрушки в детской комнате, весь дом залил слепящий свет. Ребенок (его сыграл Кэри Гаффи) убегает куда-то в ночь. Его мать Джиллиан (Мелинда Диллон) погналась за ним.

В эту же ночь во городе пропало электричество. Электрик Рой Нери (Ричард Дрейфус), пытаясь определить, в чем дело, встретил НЛО. Автомобиль, в котором ехал Рой, попал под луч света. Дорожный знак на обочине, начал дребезжать и раскачиваться – деталь, списанная из случая наблюдения НЛО в Винс-сюр-Карами, Франция.

Рой Нери спасает сына Джиллиан, неосторожно выбежавшего на дорогу. Сам он после той ночи кардинально меняется: в его сознании прочно поселяется образ горы, никогда не виденной им ранее. Рой с одержимостью начинает предпринимать попытки воспроизвести видение из подручных материалов, забыв обо всем прочем, включая собственную семью. Только после того, как им был создан большой макет горы в мельчайших подробностях, Рой осознает, что все это время он не понимал, чего же он хотел этим добиться, но зато обнаруживает, что его жена с детьми уехала, не выдержав его безумного поведения, а его самого уволили с работы. Но наступивший приступ отчаяния и депрессии проходит, когда он видит по телевизору репортаж об аварии цистерны с химическими веществами в районе рядом с горой, носящей название Башня Дьявола. В этой горе Рой узнает свое видение. Уверенный, что катастрофа с цистерной - не что иное, как уловка военных с целью очистить местность от нежелательных свидетелей, Рой направляется в Вайоминг, чтобы узнать ответы на мучающие его вопросы.

Рой оказался прав: катастрофа была инсценировкой. Военные узнали об этой горе не благодаря программе, вложенной в сознание, а перехватив радиосообщение с координатами, переданное пришельцами. Они эвакуировали жителей, но именно сюда стекаются десятки свидетелей НЛО, которых посещали навязчивые видения. Там Рой встречается с Джиллиан, ребенок которой во время второго визита пришельцев был похищен. Им удается сбежать от военных, которые пытаются задержать их с помощью усыпляющего газа, и добраться до посадочной площадки для пришельцев.

В финале картины происходит контакт с внеземным разумом. За ним наблюдали как многочисленные ученые и военные, задействованные в этой операции, так и Рой с Джиллиан. После «разведки» небольших НЛО к Башне Дьявола прибыл инопланетный корабль-матка, из которого вышли все пропавшие — летчики эскадрильи, исчезнувшей в 1945 году, при этом не постаревшие, экипаж судна, найденного в пустыне Гоби, и наконец, сын Джиллиан. Эта симфония космического братства закончилась тем, что к землянам вышли пришельцы маленького роста, и вместо команды добровольцев взяли с собой только одного Роя Нери.

Эхо фильма

Фантаст Рэй Брэдбери назвал его «фильмом с большой буквы», которого все люди ждали, сами того не сознавая, еще до своего рождения. Критики видели в нем религиозный символизм, сравнивая события финальной сцены со Вторым Пришествием. Так же поступили и советские «развенчатели». Один из них заявил:

«...Будем называть вещи своими именами. Космические пришельцы в "Близких контактах третьего рода" - это, вне всякого сомнения, боги. Мудрые и всемогущие. Одним сошествием своим словно бы гарантирующие грешным сынам и дочерям Земли помощь и покровительство. Хотел того Спилберг или нет, но так получилось. Каковы бы ни были побудительные мотивы Спилберга, его фильм был единодушно воспринят как вдохновенное слово пророка, предрекающего "второе пришествие". Только разыграно все было на современный лад». (Вл. Гаков. «Темна вода во облацех...», М., Политиздат, 1987).

Фильм вызвал такой интерес к НЛО, что уфологи назвали его «CE-III Effect» - т. е. «Эффект «Близких контактов...». В 1978 году, когда на британские экраны вышел фильм Спилберга, количество сообщений об НЛО, поступивших в Министерство обороны Великобритании, побило все рекорды и осталось до сих пор непревзойденным – 750 отчетов о чем-то странном в небе. Белый Дом был буквально завален письмами людей, требующих, наконец, раскрыть всю правду об НЛО.

Само название фильма было заимствовано из книги Дж. Аллена Хайнека «Опыт с НЛО» («The UFO Experience», 1972). В 1985 году Хайнек вспоминал:

«Я услышал, что Спилберг снимает фильм с таким названием, позвонил ему, и мы очень мило побеседовали. Он явно хотел заключить со мной какое-то финансовое соглашение, и тут я сделал очень большую ошибку. К сожалению, я сказал: «Делайте как хотите». Конечно, невозможно защитить «копирайтом» одно название, и он мне ничего не заплатил за его использование. Однако он был очень любезен и попросил меня стать техническим консультантом фильма, так что все вышло отлично».

Возможные проблемы с Хайнеком беспокоили Спилберга, и он одно время даже хотел изменить название фильма на «Смотри в небо» («Watch the skies»). Это была аллюзия на фантастический фильм Кристиана Ниби «Нечто из другого мира» («The Thing from Another World», 1951), который заканчивался такой фразой. Но после того, как Хайнек подписал контракт с киностудией «Columbia Pictures», Спилберг снова вернулся к старому названию. След прежней версии, однако, остался: эти же слова можно услышать в мультфильме, который разбудил Роя Нери.

Хайнеку понравилось участвовать в создании фильма. Он даже лично снялся в одном из финальных эпизодов, выйдя навстречу «приземлившемуся НЛО» с неизменной трубкой в руках. Должно быть, ему было сложно сыграть эту 8-секундную сцену: ее снимали в большом помещении, вмонтировав «НЛО» позднее, так что актерам пришлось изображать удивление на пустом месте.

Актер Боб Бэлабан вел дневник. Его опубликовали под названием «Спилберг, Трюффо и я» («Spielberg, Truffaut and Me», 2002), приложив к специальному DVD-изданию фильма. Он вспоминал, как Хайнек прочитал актерам и киношникам лекцию об НЛО, а потом попросил поднять руки тех, кто видел в небе загадочные объекты. Из сорока присутствующих более десяти человек подняли руки, включая Мелинду Диллон – исполнительницу главной женской роли.

Именно фильм Спилберга открыл новую эру в истории уфологии, донеся ее идеи до миллионов восторженных зрителей. Отныне пришельцев из НЛО стали рассматривать не только в качестве грозной и опасной силы, действующих с неизвестной целью, но как нечто сильное и благожелательное, «старших братьев», пусть даже они выглядят уродливыми карликами. Время покажет, был ли прав Спилберг, создавая именно такой сценарий будущего контакта с инопланетянами.


ТОЛЬКО ФАКТЫ

«Близкие контакты третьего рода» (США, 1977).

Продолжительность 135 минут.

Режиссер - Стивен Спилберг, продюсеры - Джулия Филлипс, Майкл Филлипс, сценарист - Стивен Спилберг, операторы - Вильмош Жигмонд, Уильям Э. Фрэйкер, Дуглас Слокомб, композитор - Джон Уильямс.

В ролях: Ричард Дрейфус, Франсуа Трюффо, Тери Гарр, Мелинда Диллон, Боб Бэлабан, Дж. Патрик МакНамара, Уоррен Дж. Кеммерлинг, Робертс Блоссом, Филип Доддс, Кэри Гаффи, Шоун Бишоп, Эдриэнн Кэмпбелл, Джастин Дрейфусс, Лэнс Хенриксен, Меррилл Коннэлли, Джордж ДиЧенцо, Эми Дугласс, Александр Локвуд, Джин Динарски, Мэри Гэфри, Норман Бэртолд, Джозеф Соммер, Майкл Дж. Дайер, Роджер Эрнст, Карл Уэзерс, Ф. Дж. О'Нил, Рэнди Херманн, Хэл Бэрвуд, Мэттью Роббинс, Дэвид Андерсон, Ричард Л. Хоукинс, Крэйг Шрив, Билл Терман, Рой И. Ричардс, Джин Рэйдер, Эуменио Бланко, Дэниэл Нуньес, Чай Франко, Луис Контрерас, Джеймс Кин, Деннис МакМаллен, Сай Янг, Том Ховард, Ричард Стюарт, Боб Уэстморлэнд, Мэтт Эмери, Гэлен Томпсон, Джон Деннис Джонстон, Джон Юинг, Кейт Аткинсон, Роберт Бройлс, Керк Рэймонд.

Премьера в США – 15 ноября 1977 г., Нью-Йорк.

Бюджет фильма – 20 млн. долларов.

Кассовые сборы в США — 128 млн. долларов, кассовые сборы во всем мире — 300 млн. долларов.

Режиссер несколько раз дополнял фильм. Первое дополнение под названием «Специальная версия» («Special Edition») вышло в 1980 году, а последнее — пятое — на видео в 1998 году под названием «Коллекционная версия» («The Collector’s Edition»). Была еще одна версия, изданная 12 января 1999 года исключительно для AFI «Top 100 Films of All Time» под названием «Окончательная режиссерская редакция» («Definitive director’s edition»).

Премии 1978 года: «Оскар» в категориях «лучший оператор» (Вилмош Жигмонд), и «специальная премия» (Фрэнк Уорнер - за звуковые эффекты), премия «Сатурн» в категориях «лучший режиссер» (Стивен Спилберг) и «лучшая музыка» (Джон Уильямс).

Назад

нескольких лет совместной жизни