Михаил Герштейн

АДСКОЕ ПЛАМЯ, ИЛИ КАК СЭКОНОМИТЬ НА КРЕМАТОРИИ

"Называйте, ваша светлость, эту смерть любым именем, какое вы пожелаете ей дать, объясняйте ее чем хотите, говорите сколько угодно, что ее можно было предотвратить - все равно это вечно та же смерть - предопределенная, присущая всему живому, вызванная самыми гнилостными соками порочного тела, и только ими, и это - Самовозгорание, а не какая-нибудь другая смерть из всех тех смертей, какими можно умереть".

Так кончается XXXII глава романа "Холодный дом", в котором одного из героев Чарльза Диккенса настигает ужасная кончина: он сгорел "сам по себе" в запертой комнате, превратился в уголь и жирный пепел, осевший на стенах и потолке...

Что это? Вымысел талантливого писателя, придумавшего "достойную" смерть для мистера Крука - скряги и пьяницы, "почти целиком состоящего из алкоголя", или за этим кроется нечто реальное?

Ответ мы находим в предисловии к "Холодному дому", написанном Диккенсом в августе 1853 года:

"Некоторые лица отрицают, что так называемое самовозгорание возможно... Должен заметить, что я не ввожу своих читателей в заблуждение ни умышленно, ни по небрежности и, перед тем как писать о самовозгорании, постарался изучить этот вопрос. Известно около тридцати случаев самовозгорания, и самый знаментый из них, происшедший с графиней Корнелией де Баиди Чезенате, был тщательно изучен и описан веронским пребендарием (священником, ведающим монастырским хозяйством. - М. Г.) Джузеппе Бианкини, известным литератором, опубликовавшим статью об этом случае в 1731 году в Вероне и позже, вторым изданием, в Риме. Обстоятельства смерти графини не вызывают никаких обоснованных сомнений и весьма сходны с обстоятельствами смерти мистера Крука. Вторым в ряду наиболее известных происшествий этого рода можно считать случай, имевший место в Реймсе шестью годами раньше и описанный доктором Ле Ка, одним из самых известных хирургов во Франции. На этот раз умерла женщина, мужа которой, по недоразумению, обвинили в ее убийстве, но оправдали после того, как он подал хорошо аргументированную аппеляцию в вышестоящую инстанцию, так как свидетельскими показаниями было неопровержимо доказано, что смерть последовала от самовозгорания. Я не считаю нужным добавлять к этим знаменательным фактам... мнения и исследования знаменитых профессоров-медиков, французских, английских и шотландских, опубликованные в более позднее время; отмечу только, что не откажусь от признания этих фактов, пока не произойдет основательное "самовозгорание" тех свидетельств, на которых основываются суждения о происшествиях с людьми"

Спонтанное самовозгорание человека (ССЧ) волновало не только Чарльза Диккенса, но и почти всех знаменитых писателей XIX века. Ужасные сцены смерти от "внутреннего огня" попали в романы Вашингтона Ирвинга ("История Нью-Йорка"), Томаса де Квинси ("Исповедь курильщика опиума"), Марка Твена ("Жизнь на Миссисипи"), Германа Мелвилла ("Редберн"), Оноре де Бальзака ("Кузен Понс"), Эмиля Золя ("Доктор Паскаль"), Фредерика Мариэтта ("Яков Верн")... Даже у Гоголя в романе "Мертвые души" незабвенная помещица Коробочка жаловалась, что у нее "сам по себе" сгорел "преискусный кузнец", который любил прикладываться к выпивке...

Со времен Диккенса количество случаев, приписанных самовозгоранию человека, возросло до двухсот с лишним. Мы напомним лишь самые известные из них, вызвавшие в свое время огромную шумиху.

Хроника ССЧ

Первый известный случай, который некоторыми исследователями считается примером спонтанного самовозгорания, датируется июнем 1613 года. Он произошел в деревушке Крайстчерч (графство Дорсет, Англия). Проснувшись во время свирепой грозы с молниями, женщина нашла своего зятя и маленькую внучку сгоревшими до смерти в постели. Можно было бы предположить, что они умерли от удара молнии; однако тело мужчины якобы продолжало гореть даже после того, как его вынесли из комнаты, и так продолжалось три дня, пока труп не сгорел дотла.

Журнал "Acta Medica and Philosophics Hainiensia" за 1673 год описывает "самовозгорание" одного парижского пьяницы, найденного на соломенном матрасе полностью сгоревшим. От него осталась лишь кучка пепла, часть черепа и кости пальцев. Тем не менее солома под ним не загорелась...

19 февраля 1725 года француз Жан Милле, владелец одной из гостиниц в Реймсе, проснулся в два часа ночи от запаха дыма. Он бросился вниз по лестнице, стуча в двери номеров, чтобы разбудить постояльцев. Когда все собрались в кухне, единственной пылающей вещью в ней было тело Николь Милле, его жены, которое лежало рядом с очагом. Все остальные предметы в кухне были невредимы. Когда пламя утихло, от ее тела осталась лишь часть головы, ноги и несколько позвонков.

Жана Милле арестовали и судили за убийство, но благодаря доктору Ле Ка - одному из постояльцев - он был оправдан. Именно этот случай упоминал Чарльз Диккенс в предисловии к "Холодному дому".

В 1731 году произошел случай с Корнелией де Баиди (о котором тоже писал Диккенс). Графиня отправилась спать, почувствовав "подавленность и тяжесть". На следующее утро служанка нашла ее останки у кровати...

"Это ужасающий труп лежал на полу, - описывала она увиденное. - В метре от постели виднелась горка золы. Ее ноги, по-прежнему в чулках, остались целы, между ними покоилась полуобгоревшая голова. Почти все тело ее превратилось в пепел. Маленькая масляная лампа на полу была покрыта сажей, масло в ней выгорело. От двух стоявших на столе свечей остались только фитили, а свечное сало исчезло".

Окна и другие части комнаты покрывал толстый, зловонный слой сажи, а по стеклу стекала маслянистая желтая жидкость. Вокруг останков тела повреждений от огня почти не было. Впоследствии ученые выяснили, что сажа - это продукты сгорания трупа, а желтая жидкость - растопленный человеческий жир, который конденсируется на более холодных поверхностях (например, на оконном стекле).

10 апреля 1744 года в английском городе Ипсвич сгорела торговка рыбой Грейс Петт. Когда огонь был потушен, от женщины осталась лишь "кучка угля, покрытая пеплом". Пьянство миссис Петт было известно всему городу, и люди предположили, что она так пропиталась алкоголем, что в конце концов самовоспламенилась. Тем не менее всех удивило то, что дом и обстановка совершенно не пострадали. Войдя в помещение, соседи к своему удивлению обнаружили там спокойно догоравшую свечку. Стоявшая рядом с трупом бумажная ширма была невредимой. На полу, где лежала погибшая, отсутствовали следы пожара и даже краска якобы не покоробилась.

В октябре 1776 года загорелся итальянский священник Джо Мариа Бертоли. Люди, прибежавшие на его крики, нашли Бертоли на полу, объятого пламенем. Когда огонь погас, находившийся там доктор Батталья обнаружил, что кожа на правой руке пострадавшего практически полностью отделена и свисает с мышц. Подобным образом была повреждена также кожа от плеч до бедер. На правой руке быстро началось разложение, и Бертоли скончался через четыре дня. В комнате священника якобы не было никаких источников огня...

1 августа 1869 года одна жительница Парижа сгорела в собственной квартире. Ее тело выглядело так, будто побывало в плавильной печи. Но вокруг все было в целости, лишь пол немного прогорел - как раз в том месте, где лежал труп. В отчете доктора Бертхолла Медико-хирургическому обществу, опубликованном журналом "Cosmos", выражается удивление, что пострадавшая не издала ни одного крика, не позвала на помощь - соседи ничего не слышали.

19 февраля 1888 года на сеновале шотландского города Абердин был обнаружен труп мужчины - отставного 65-летнего солдата. По словам д-ра Маккензи Бута, все его тело сгорело, "...обе кисти и правая ступня отгорели и упали сквозь прогоревший пол в стойло внизу, а превратившееся в сальные угольки лицо сохранило свои черты". Однако огонь, который погубил старика и прожег доски пола, почему-то не воспламенил окружавшую его сухую солому. Этот случай был описан в "British Medical Journal" от 21 апреля 1888 года.

Доктор Б. Х. Харуэлл доложил Массачусетскому судебно-медицинскому обществу, что 12 мая 1890 года он ехал верхом близ города Авера в штате Массачусетс. Мальчик, кричавший, что его мама загорелась, повел доктора в лес. Там на поляне он увидел тело женщины: от ее плеч, живота и ног исходило пламя, но не было заметно никаких признаков того, что женщина сама подожгла себя. Ни Харуэлл, ни другие свидетели не могли сказать ничего, кроме того, что эта женщина загорелась по неизвестной причине. Позднее отчет об этом происшествии был опубликован в журнале "Science".

26 февраля 1905 года в маленькой английской деревушке Батлокс Хат, что возле Саутгемптона, соседи заметили подозрительный дымок над домом пожилой четы - супругов Кили. Пожарные обнаружили обгоревшие трупы стариков в их любимых креслах. Тем не менее ковры, занавески и прочие легко воспламеняющиеся предметы оказались совершенно нетронутыми огнем.

Исследователь непознанного Чарльз Форт, разумеется, не мог пройти мимо таких случаев. В его книге "Дикие таланты" упоминается загадочная гибель в 1919 году писателя Дж. Темпла Джонсона, найденного с полностью сгоревшей нижней частью тела. В карманах у него находились деньги, и не было никаких признаков, указывающих на то, что пожар был устроен с целью скрыть следы ограбления.

1 июля 1951 года в запертой изнутри квартире сгорела миссис Мэри Ризер из Санкт-Петербурга (США, штат Флорида). Взявшись за дверную ручку, хозяйка дома Пэнси М. Карпентер обнаружила, что она раскалена. Когда дверь вскрыли, то увидели на полу обугленный участок. В этом круге лежали почерневшие пружины от стула, обугленная печень с фрагментом позвоночника, одна стопа с надетой на нее тапочкой, деформированный от высокой температуры череп и небольшая кучка пепла.

19-летняя Мейбл Эндрюс танцевала со своим другом Билли Клиффордом в одной из лондонских дискотек и внезапно загорелась. Хотя ее партнер и другие люди, находившиеся поблизости, пытались ее спасти, она скончалась по пути в больницу. Клиффорд впоследствии заявил: "Я не видел, чтобы кто-нибудь из танцующих курил. На столах не было свечей, и вряд ли ее платье могло загореться от чего-либо. Я знаю, что это звучит невероятно, но мне показалось, что пламя как бы вырывается прямо из ее тела".

Официальное заключение гласило, что Мейбл погибла "в результате несчастного случая, вызванного огнем неизвестного происхождения".

11 ноября 1990 года в "Чертовом логове" - долине на границе Саратовской и Волгоградской областей неподалеку от города Жирновска сгорел местный пастух Бисен Мамаев (в некоторых статьях его называют Юрием). Подробности его смерти в разных статьях сильно отличаются друг от друга, но основные факты таковы. Температура воздуха была около нуля градусов. Согласно протоколу, "помощник пастуха, отвлекшись ненадолго, обнаружил обгорелое тело Мамаева, лежащее на земле без всяких признаков борьбы или противодействия огню. Смерть, вероятно, наступила мгновенно в результате резкого обугливания тела". Вскрытие показало, что самый страшный ожог был в районе позвоночника и внутренних органов, а кожа лишь обуглилась и почернела. Нижняя одежда также обгорела, в то время как фуфайка и сапоги остались неповрежденными, да и охапка сена, на которой сидела жертва, вообще оказалась не тронутой огнем.

15 декабря 1998 года "Комсомольская правда" опубликовала заметку "Бабушка вспыхнала сама собой!". На севере Франции в деревне Экмовиль "...в доме, посреди комнаты, где всегда стояло кресло, на котором любила сидеть престарелая хозяйка, были обнаружены только кучка пепла и левая ступня, обутая в домашний тапок. Полицейский протокол гласит, что все остальные вещи в комнате остались нетронуты огнем - лишь кое-где слегка пожелтели обои. Сгорели хозяйка, кресло и пол в радиусе 1 метр 20 см вокруг. Мистика полная. Для того, чтобы сжечь тело до пепла, необходимо в течение полутора часов поддерживать температуру в 800 градусов. Ясно, что все строение полыхнуло бы сразу..."

Калейдоскоп гипотез

На протяжении двух с половиной веков было выдвинуто около двадцати гипотез для объяснения феномена ССЧ. Самая первая из них гласила, что самовоспламеняются только горькие пьяницы, так пропитавшие свой организм спиртом, что столь жуткий конец явлется для них закономерным финалом. Однако еще химик Юстус Либих в 1844 году заметил, что не все погибшие от ССЧ были хроническими алкоголиками и что "защитники теории самосгорания ведь соглашаются с тем, что самосгорание бывает часто с людьми, которые не употребляют спиртных напитков". 62-летняя графиня Корнелия Баиди была заядлой трезвенницей, и никто не мог сказать, что она "водит дружбу с бутылкой". То же самое можно было сказать и о многих других жертвах так называемого "самовоспламенения". Эксперименты с крысами, которых поили только спиртовым раствором и вымачивали в водке, доказали, что такое объяснение несостоятельно.

Тем не менее между пьянством и гибелью от огня существует самая прямая связь. По словам Либиха, она "...так очевидна, что почти не требует никаких объяснений. Если человек пьян, лишен рассудка и не может судить о том, что опасно или нет, то, конечно, можно предположить в нем способность к самым невероятным поступкам... Бесчисленное множество вероятных предположений весьма удовлетворительно объясняет, почему происходит пожар в комнате, где вместе свеча и человек, в особенности если последний пьян. При этом степень опасности увеличивается соответственно тому, до какой степени человек напился и не владеет своими чувствами".

Другая гипотеза гласила, что самовоспламеняются газы, образующиеся в человеческом организме. Специалист по взрывчатым веществам д-р Элфорд всего лет пятнадцать назад писал на страницах журнала "New Scientist", что "...анаэробное брожение в кишечнике подчас приводит к образованию огромного количества горючего газа. К примеру, потребление яиц, богатых фосфолипидами, добавляет к нормальному содержанию в человеческом организме метана и водорода значительный объекм фосфина и - что еще хуже - фосфорного дигидрида... наделяя газ свойством самопроизвольного воспламенения, что ведет к взрыву... При определенном стечении обстоятельств и соответствующем биохимическом состоянии тела может произойти спонтанное возгорание..."

Тем не менее никто из жертв самовозгорания вроде бы не жаловался на вздутие живота. Кроме того, здесь сначала должен был воспламениться сам газ, вырывающийся из заднего прохода, от него - одежда и уже потом человеческое тело. Такое объяснение применимо только к некоторым случаям (например, гибель женщины в 1890 году и случай Бисена Мамаева), позволяя объяснить, откуда "на пустом месте" взялся огонь, да еще внутри одежды.

Еще более экзотическая гипотеза, впервые высказанная в 1848 году д-ром Штрубелем из Гиссенского университета, гласит, что в теле жертвы под воздействием накопившегося электричества вода может разложиться на водород и кислород, образуя гремучий газ. Однако опыты, проведенные Либихом, доказали, что образование гремучего газа в организме никоим образом невозможно, а если бы и было возможно, то его воспламенение разорвало бы тело на куски, но не подожгло его.

Некоторые ученые обвиняли в загадочной гибели людей молнии - как простые, так и шаровые. В "Атмосфере" Камилла Фламмариона приведено немало примеров необычной гибели людей от ударов молнии, когда одежда оставалась неповрежденной, а тело мгновенно прогорало дотла или получало страшные ожоги.

Дальше - больше. Сергей Демкин предположил, что в момент гибели от ССЧ человеческие клетки начинают спонтанно работать как некие агрегаты для получения реакции холодного термояда. Так сказать, каждый из нас сам себе скопление микрореакторов - клеток, и когда реакция в них начинает идти "вразнос", человек загорается. Московский изобретатель Станислав Смирнов заявил, что жертв ССЧ губит не что иное, как "теллурическое излучение", бьющее из-под поверхности Земли. Другой "большой теоретик", американец Герхард Ливингстон выдвинул странную теорию, что причиной самовозгорания является воздействие на человека магнитных бурь. Ларри Арнольд для объяснения случаев ССЧ придумал специальные частицы "пиротона". Ярослав Андреев и Вадим Чернобров предположили, что люди самовоспламеняются в "поле замедленного времени", а В. Авдеев приписал гибель людей от ССЧ "короткому замыканию" в биополе (!)

Наиболее экзотическая версия выдвинута польским "аномальщиком" К. Бзовским: людей, мол, сжигает пучок невидимого излучения, испускаемый враждебными "летающими тарелками"...

Начало разгадки

Патологоанатом Дэвид Джи из Лидса первым предположил, что тело человека, обернутое одеждой, может сработать как "свеча наоборот": одежда выступает в роли фитиля и, как только она вспыхивает, огонь подпитывается растапливаемым телесным жиром, постепенно поглощая тело. В 1963 году Джи поставил жутковатый эксперимент: он изготовил свечу из человеческого жира, обернул ее человеческой кожей, завернул в ткань и поджег. "Свеча" горела около часа в направлении, противоположном току воздуха и, наконец, прогорела без остатка. Естественно, ни о каком самовозгорании здесь речи не идет: тело поджигается извне и продолжает гореть за счет подкожного жира. Пальцы и ступни часто остаются целыми потому, что в них почти нет жира и потому, что пламя распространяется снизу вверх, а не наоборот. Даже спичка иногда газнет сама собой, если ее направить вертикально вверх.

Дальше пришла очередь натурных экспериментов на трупах. Группа американских специалистов по пожарной безопасности под руководством Джона Дехана выбрала подходящий труп, завернула его в простыню и одеяло, а затем поместила в подобие жилой комнаты с мебелью и коврами. Одеяло в одном месте смочили бензином и подожгли. Все произошло, как по-писаному: растопленный жир пропитал простыню, пламя стало пожирать ткани трупа, и спустя три часа температура "фитиля" перевалила за 800 градусов Цельсия. Через пять часов перед экспериментаторами оказалась "классическая" картина, не раз зафиксированная в прошлом - от трупа осталась только кучка пепла. Обстановка же "комнаты" при этом практически не пострадала.

Еще более жуткий эксперимент поставили на живой, жирной свинье, завернутой в одеяло. Некоторое время уши экспериментаторов разрывал ее истошный визг, а потом все было как с человеческим трупом - туша свиньи прогорела так, что и костей почти не осталось. Уцелели только копытца - места, где не было жира.

Процесс прогорания тела под одеждой, подпитываемый подкожным жиром, назвали "эффектом фитиля" ("wick effect"). Он хорошо объясняет, почему жертвами "самовозгорания" в основном являются пьяницы, больные, упитанные старики и старушки. Неосторожное обращение с огнем, курение в кресле или постели, короткое замыкание или неосторожное пребывание около камина - и на их теле загорается одежда, а потом начинается "эффект фитиля". Здоровый человек быстро сообразит, в чем дело, и собьет с себя пламя, а для алкоголика, старика или больного будет уже поздно.

Именно так объясняется, например, случай со страдавшей ожирением Мэри Ризер, которую в последний раз видели сидящей в кресле в легко воспламеняющемся платье с зажженной сигаретой в руках, причем она приняла две снотворные таблетки и собиралась принять еще две. Нет ничего удивительного в том, что она могла заснуть с горящей сигаретой и поджечь сама себя. В других случаях обращает на себя внимание наличие открытого огня в комнате - свечей или ламп (случаи Корнелии Баиди, Грейс Петт) или камина (случай Николь Милле). Даже если об этом напрямую не говорится, открытый огонь вовсю использовали как в XVIII, так и в последующих веках, и он легко мог попасть на обездвиженную алкоголем, инсультом или сердечным приступом жертву, приведя в действие "эффект фитиля".

Там, где не все ясно

Некоторые случаи "самовозгорания" остаются неясными только потому, что они были неточно описаны или важные детали случившегося со временем были утрачены. Так бывает из-за пересказов, во время блуждания истории из книги в книгу.

Сторонники ССЧ считают, что во время "самовозгорания" священника Бертоли в 1776 году, о котором мы упоминали в самом начале статьи, в его комнате не было никаких источников огня. Однако Юстус Либих, который расследовал этот случай, пишет, что некоторые авторы "...не упоминают о том, что в комнате священника до сгорания его находилась лампа, наполненная маслом, а после происшествия она была пуста и фитиль ее совершенно сгорел; это обстоятельство приводится более добросовестными писателями - Девержи и Мунке. Примем теперь в соображение, что тело только там сгорело, где сгорела рубашка, что на всех остальных частях, где этого не было, не было видно и малейшего следа ожога, далее, что кожа вовсе не сгорела или обуглилась, но только отделилась (она висела клочьями) от тела, а рубашка совершенно сгорела и превратилась в пепел. После всего этого невозможно согласиться с тем, что воспламенение и сгорание рубашки произошло от кожи, которая сама не горела, и возможно только следующее объяснение: рубашка загорелась и ожоги тела произошли от горения ее на поверхности тела. Кроме того, в комнате была масляная лампа: она горела, что видно по выгоревшему маслу, и это обстоятельство устраняет всякое сомнение насчет происхождения огня".

Многие случаи остаются загадочными только потому, что они были искажены до неузнаваемости. Именно так произошло со "случаем Саффин", попавшим в нашу печать. Вера Новикова, автор небольшой статьи о ССЧ в газете "Оракул" (1998, N 3, стр. 13) пишет:

"И опять Лондон. Дженни Шэффин (так в тексте. - М. Г.), 62 лет, страдающая шизофренией, была внезапно охвачена пламенем, когда спокойно сидела в кухне на деревянном стуле. Ее отец, джентльмен весьма преклонных лет, стоявший к ней спиной, заметил вспышку в зеркале. Обернувшись, он увидел, что дочь охвачена пламенем. Но горели почему-то только голова и руки. Дженни не двигалась и не кричала. Отец дотащил ее до ванной и сунул под холодную воду. Вскоре она скончалась".

О том, как все было на самом деле, поведал на страницах журнала "Skeptical Inquirer" за март-апрель 1998 года известный исследователь аномальных явлений Джо Никелл:

"Случаи ССЧ продолжают, так сказать, разжигать полемику благодаря усилиям журналистов и авторов не из числа ученых. Среди них - самозваные британские исследователи аномальных явлений Дженни Рэндлс и Питер Хоф, водитель школьного автобуса Ларри Арнольд, горный инспектор Джон Хеймер и, в последнее время, продюсеры документального сериала телесети "A&E" "The Unexplained" ("Непознанное").

Хроническое отсутствие научных доказательств ССЧ побуждают его сторонников отчаянно искать случаи, которые они могут приписать этому явлению - случаи, которые не имеют с ним ничего общего. Один такой случай, происшедший с Дженни Саффин и описанный как Хеймером, так и Арнольдом, весьма поучителен. Поскольку источник пламени, охватившего тело Саффин, оказался не столь очевидным, "аномальщики" очень быстро выдвинули предположение о ССЧ. Сделав это, они совершили логическую ошибку, называемую argumentum ad ignorantiam ("аргументирование от незнания" - лат.), так как никто не может доказвать что-либо при отсутствии фактов. Этот случай также иллюстрирует, как важные детали могут быть упущены, а свидетельства - преувеличены сверх меры.

Джен Люсиль "Дженни" Саффин была 61-летней женщиной с умственным развитием маленького ребенка, так как ее мозг был поврежден акушерскими щипцами во время родов. Ее мать умерла в 1981 году, и она жила со своим 82-летним отцом и братом в принадлежащем их семье доме в Эдмонтоне - на северной окраине Лондона.

В среду, 15 сентября 1982 года, был жаркий и влажный день. Дженни сидела со своим отцом на кухне. Окна были открыты. Вдруг, примерно в 4.15 дня, Джек Саффин увидел, что его дочь охвачена пламенем. Он позвал своего зятя Дона Кэррола, и они вдвоем сбили огонь водой. Кэррол вызвал "скорую", и Дженни отвезли в Норт-Миддлсекский госпиталь. Впоследствии ее перевели в ожоговое отделение госпиталя Маунт-Вернон. Там она и умерла почти восемь дней спустя, в 8.10 утра 23 сентября. Заключение о причине смерти гласило, что Дженни скончалась от "...бронхопневмонии, вызванной ожогами".

Для сторонников ССЧ этот случай является головокружительной загадкой. В главе, посвященной смерти Дженни, Хеймер выражает удивление относительно источника ее ожогов и приводит слова Дона Кэррола, который сказал, что "...на кухне ничего не горело, если не считать небольшого огонька в гриле". Более того, Кэррол утверждал, что видел "...языки пламени, вырывающиеся из ее рта и груди... они вылетали с ревущим звуком из ее рта, словно из пасти дракона". При этом "...ее одежда не горела". Хеймер подчеркивает это обстоятельство, утверждая, что "...это загадка, как она могла сгореть внутри нетронутой огнем одежды".

Ларри Арнольд в основном переписал все сведения по этому случаю у Хеймера, но кое-что, очевидно, выяснил сам. Он пишет, что врач "скорой" "...обратил внимание, что кухня не была закопчена дымом, а ее одежда не обгорела. Только кусок ее красного нейлонового джемпера расплавился".

Да, случай выглядит впечатляюще - но только до тех пор, пока мы не обратимся к первоисточникам. Что касается якобы несгораемой одежды, то существуют подписанные тем же Кэрролом показания, записанные в полиции вскоре после смерти Дженни. В этих показаниях, данных по свехим следам и на 12 лет раньше, чем его рассказ Джону Хеймеру, Кэррол отметил, что "...ее одежда была клочьями и обуглилась до черноты. Сама она тоже почернела..." Констебль Лейф Марсден, первым прибывший в дом Саффинов, тоже увидел, что "...ее одежда все еще тлела... Я сорвал остатки ее одежды... и сбил пламя полотенцем".

Врач скорой помощи якобы заявил, что одежда Саффин была нетронута огнем. На самом деле он написал, что она была "...одета в нейлоновую одежду, не охваченную огнем". Это явно обозначало, что одежда больше не горела, а не то, что она вообще была нетронута огнем. Хеймер поступил нечестно, умолчав о сгоревшем почти начисто фартуке и платье.

Что касается заявления Кэррола о характере пламени, то оно на самом деле могло казаться появившимся из ее груди - там, где началось возгорание. Поскольку повреждения обычно сильнее над пламенем, нежели под ним, нет ничего удивительного в том, что у нее были, по данным медицинского осмотра, "ожоги полной и частичной глубины на лице, шее, обеих плечах, верхней части тела спереди", "пятна ожогов на животе" и "ожоги обоих рук" (Выражение "ожоги полной глубины" означает, что кожа прогорела полностью до нижележащего подкожного жира). Врачи не нашли никаких признаков внутреннего самовозгорания даже после вскрытия. Все ожоги были поверхностными, охватывая около 30-40% поверхности тела, за исключением ожогов трахеи и бронхов вдыхаемым ею раскаленным воздухом.

Именно это может объяснить, почему Кэрролу показалось, что Дженни изрыгает пламя "с ревущим звуком". Саффин дышала, охваченная пламенем, так, что пламя частично проникало в ее рот и вылетало наружу с выдохом, отклоняемое током воздуха. Хеймер соглашается с такой возможностью. Что же касается "ревущего звука", то сам Кэррол глуховат и, возможно, принял какой-то другой звук за "рев". Или он просто подумал, что пламя ревет - ведь оно "должно" реветь, а через 12 лет внес эту черту в свой рассказ.

Медицинские данные по данному случаю бесспорны: огонь, охвативший Саффин, не исходил из нее. Она пострадала от ожогов поверхности тела, вызванных воспламенением одежды. Однако почему ее одежда загорелась?

Как обычно, сторонники "самовозгорания" не могут предложить ничего вразумительного. Однако ключ к разгадке находится в первоначальных показаниях Кэррола: "Я проверил газовую плиту и увидел, что она не горит; увидев, что в руке у моего тестя трубка, я проверил ее и убедился, что в ней свежий табак, который не был зажжен".

Это на первый взгляд позволяет отбросить трубку как причину возгорания, и Кэррол, как и Хеймер с Арнольдом, более не упоминают о ней. Однако не мог ли престарелый м-р Саффин до того, как набить трубку свежим табаком, вытряхнуть на кухне горячий пепел, и не мог ли уголек попасть на подол фартука Дженни? К такому весьма вероятному сценарию мы можем добавить, что окно на кухне и дверь были открыты, как и задняя дверь дома, что обеспечивало хорошие условия для сквозняка. Он легко мог раздуть тлеющее пламя, и ее платье загорелось.

Дженни сидела на газетах в деревянном кресле, и сторонники ССЧ удивляются, почему бумага не пострадала от огня. Ответ прост: само тело Саффин защищало бумагу от огня; пламя не достигло ее спины до тех пор, пока она не встала и не отошла от кресла. Комната же была не закопчена потому, что огонь был ограничен самой жертвой, а сквозняк и открытое окно эффективно рассеяли дым.

Сторонники ССЧ также удивляются, почему жертва не чувствовала боли. На самом деле, когда Саффин была охвачена огнем, она, по словам ее отца, "всхлипывала". Болевой шок и плачевное умственное состояние Дженни являются очевидным ответом, почему она почти не сопротивлялась огню".

Что касается других случаев самовозгорания без видимых причин, начинающегося с одежды (например, гибель Мейбл Эндрюс на дискотеке), то они могут оказаться предумышленным убийством. Химикам известно множество самовоспламеняющихся реактивов, которыми можно пропитать одежду жертвы. Излишне говорить, что состав этих реактивов приводить в открытой печати нежелательно.

Мистификации, мистификации...

Почти все исследователи ССЧ писали о том, что 7 марта 1938 года "...в одно и то же время на расстоянии многих миль друг от друга погибли сразу трое мужчин". Ричард Лазарус в альманахе "За границами возможного" писал: "Будто бы немыслимого размера галактика пронзила Землю гигантским трезубцем... три огненных перста, воспламеняющих только плоть".

Все началось с того, что в марте 1955 года журнал "Fate" опубликовал статью, посвященную необъяснимой смерти двух людей 7 марта 1938 года. Джордж Тернер, водитель грузовика из Чешира (Северная Британия), был найден обугленным в кабине своей машины рядом с полной канистрой бензина. В тот же день в Голландии близ Ниемегена за рулем своего "фольксвагена" был найден обгорелый труп Виллема ден Бруика. Третий случай был опубликован 11 лет спустя на страницах газеты города Ньюарк "Sunday Star-Ledger": Джон Грили, стоявший у штурвала судна "Алрич", сгорел, можно сказать, "на работе".

Увы, у пожарных Чешира нет и не было никаких данных о гибели водителя Джорджа Тернера, "фольксвагены" начали выпускать только в мае 1938 года, а в регистре "Ллойда" никогда не значилось судно под названием "Алрич". Все три случая оказались чистой воды вымыслом!

Неудивительно, что доктор медицинских наук Н. И. Лосев считает случаи ССЧ "либо выдумкой с целью мистификации или наживы на сенсации, либо изложением непроверенных слухов, либо, наконец, криминальными случаями, до конца квалифицированно не расследованными или попавшими на перо репортера на той стадии следствия, когда действительное положение вещей еще не было установлено".

То же самое можно сказать и о истории с Бисеном Мамаевым (он же Юрий Мамаев, он же "М. И.") - практически единственном "самовозгорании человека" в нашей стране. Эта история имеет настолько подозрительное сходство со случаем гибели пастуха Аржанда в Монголии, что до получения всех первоисточников по "делу Мамаева", включая материалы следствия, я не собираюсь считать ее достоверной.

О тех, кто выжил

В литературе по ССЧ упоминаются около десятка загадочных случаев, когда жертвы "самовозгорания" выжили, но не смогли объяснить, почему они загорелись.

В 1835 году профессор Джеймс Хэмилтон с математического факультета университета Нэшвилла почувствовал жгучую боль в левой ноге и увидел яркий язык пламени высотой около 10 сантиметров, который вырывался из его ноги, как из огромной зажигалки. Профессор зажал его ладонями, и пламя исчезло.

15 ноября 1974 года коммивояжер Джек Эйнджел заночевал в своем фургоне в мотеле "Рамалла Инн" (Саванна, штат Джорджия). Проснувшись на следующее утро, он увидел, что его правая рука покрылась волдырями и как бы тлеет. Потом загорелись грудь, нога, лодыжки и спина. Несмотря на ожоги, комимивояжер почему-то не ощущал боли. Огонь пощадил постель и одежду. Шатаясь, Эйнджел вошел в мотель и упал без сознания.

Очнулся он от дикой боли во всем теле в больничной палате. Руку и часть предплечья, прогоревшие до кости, врачам пришлось ампутировать. Адвокаты Эйнджела предъявили иск на три миллиона долларов изготовителям фургона, но двухлетнее разбирательство так и не выявило причину пожара, хотя фургон разобрали до колес.

9 октября 1980 года летчица ВВС США Джина Винчестер загорелась прямо в автомобиле во время движения. За рулем сидела ее подруга Лесли Скотт; она попыталась загасить огонь, охвативший Джину, голыми руками, и потеряла управление. Машина врезалась в столб. Огонь погас, но 20% кожи миссис Винчестер уже успело обгореть. Никто из них не курил, окна были закрыты, проводка - в полном порядке...

19-летний программист Поль Хейс загорелся 25 мая 1985 года прямо на улице в восточной части Лондона. Молодой человек не имел при себе ни спичек, ни зажигалки, поскольку был некурящим. "Меня словно сунули в печь, - вспоминал он впоследствии, - как будто кололи руки раскаленными кочергами. Щеки пылали, уши онемели, грудь бурлила, как вскипевший чайник. Казалось, даже мозг кипит! Я хотел бежать - но разве спасешься от внутреннего огня?"

Пол принял мудрое решение: лег на землю и сжался в клубок. Через полминуты пламя погасло - так же быстро, как и вспыхнуло. Спотыкаясь, Хейз побрел в Лондонскую городскую больницу, где ему обработали ожоги.

Несмотря на жуткие описания, обратим внимание, что во всех этих случаях люди получили только поверхностные ожоги и, по-видимому, сначала загоралась одежда, а потом только кожа. Может быть, их одежда случайно в одном-двух местах пропиталась чем-то горючим (например, при возне со своей машиной) и воспламенилась от статического заряда, который легко накапливается тканью - особенно синтетической?

Искать одну-единственную причину ССЧ настолько же нелепо, как и, скажем, общую причину всех автокатастроф на территории Ленинградской области. Однако есть ли среди множества естественных причин, вызывающих "самовозгорание" людей, явления сверхъестественные, паранормальные?

Я не могу заранее утверждать, что "этого не может быть, потому что не может быть никогда". Может быть, такие явления и вызвали некоторые непонятные случаи ССЧ, но наличие "паранормального компонента" хотя бы в одном таком случае никто до сих пор не смог стопроцентно доказать...

Назад

игры на сайте mail ru