Михаил Герштейн

«МИЧИГАНСКИЙ ОБОРОТЕНЬ» АТАКУЕТ

Список «аномальных» фильмов, споры вокруг которых могут длиться годами, недавно пополнился еще одним шедевром. Если на ролике 8-миллиметровой пленки, найденной в Мичигане, действительно запечатлено неведомое опасное животное, он грозит опрокинуть все наши представления об американской фауне.

Случайное открытие

В 2004 году Эмма Эрлачер приобрела коробку разного хлама на распродаже, проезжая по штату Мичиган. Так часто делают в американской глубинке: выставляют старые вещи прямо на обочину дороги и пишут маркером: «Все за 20 баксов». Даже если проезжающему понравилась одна вещь, бывает, что отдельно ее не купить: он должен забрать всю коробку и сам выбросить лишнее, избавив хозяина от похода на помойку.
Прежде чем избавиться от лишних вещей, Эмма посмотрела, что еще находится внутри. Среди барахла лежала маленькая коробочка с роликом кинопленки. Бумажная этикетка на ней гласила: «Гейбл, дело #МР041177-1». Цифры, скорее всего, были датой в американском стиле – 11 апреля 1977 года (04/11/77), а фамилия или имя ей ничего не говорили. Эрлачер заинтересовалась и просмотрела фильм на старом кинопроекторе, взятом напрокат у соседа. Увиденное испугало ее до глубины души.
Фильм длиной 3,5 минуты. Сначала в нем запечатлены обычные бытовые сцены: снегоход, человек, рубящий дрова, принадлежащая семье собака, «форд-пикап» 1967 года выпуска. Судя по тому, что в некоторых эпизодах лежит снег, а в других нет, ролик был отснят не за один раз.
Примерно через 2,5 минуты съемка ведется уже изнутри машины – наверное, из того же «форда». Камера видна в зеркале заднего вида: это кинокамера «Bell and Howell Autoload» 1960-х годов. Несколько секунд спустя оператор переводит ее на животное, бегущее по полю рядом с дорогой, и выходит из машины. Погоня длится 23 секунды. Когда оператор, наконец, ловит животное в объектив, роли меняются: оно атакует с огромной скоростью. Изображение хаотично дергается, пасть и выпученный глаз заполняют весь экран, и камера падает наземь, продолжая работать.
Эмма не сомневалась, что на пленке заснята атака «мичиганского оборотня» - легендарного существа, кошмарного гибрида собаки и человека. В конце концов она принесла ее диск-жокею Стивену Куку из мичиганского города Траверс-сити, который лучше всех разбирается в нашумевшей легенде.

Творец легенды

Диск-жокей заявил, что Эмма и ее семья были «искренними людьми того типа, что еще живут в маленьких городках, не способными на изощренный обман». В каком из «маленьких городков» Мичигана живет Эмма и где именно была куплена пленка, он не сказал, хотя и говорил, что это ее настоящее имя.
Стивен был удивлен, увидев пленку, больше всех: именно он придумал легенду о «мичиганском оборотне» в марте 1987 года, когда работал на радио. Диктор Джек О'Мэлли тогда чесал в затылке, что бы придумать к 1 апреля, и Стивен сказал, что можно записать щекочущую нервы песню про оборотня и преподать ее как музыкальную обработку настоящей легенды. Он написал соответствующие стихи, положил на музыку и подготовил все к эфиру.
1 апреля жутковатая песня «The Legend» («Легенда») вышла в эфир. Даже Кук и О'Мэлли не были готовы к такой реакции: в редакцию посыпались звонки от людей, говоривших, что слышали про существо и даже видели его своими глазами!
Стивен, лучше всех знавший, чего стоят эти слухи, сразу подумал, что фильм поддельный. Даже дата на коробке наводила на подозрения: в песне говорилось, что монстр является в годы, кончающиеся на «7», а 11 апреля слишком похоже на дважды 1 апреля. Но бывший начальник лаборатории «Кодака» Терри Пресман подтвердил, что зернистость и выцветание киноленты соответствует 1970-м годам.
Животное на пленке вышло очень расплывчато, но специалисты сразу сказали, что это не медведь и не рысь – единственные опасные хищники в тех местах. Биолог Карл Маккей подтвердил: «Медведи быстро бегают, но ни один из них не может преодолеть такое расстояние менее чем за 10 секунд». При увеличении самых четких кадров с животным стало видно, что оно движется как горилла, выбрасывая передние лапы вперед и подтягивая к ним задние.
Несмотря на положительные отзывы, Кук не был готов признать подлинность фильма. В нем есть моменты, плохо совместимые со здравым смыслом: зачем оператор вышел в поле, а не сидел в безопасности в машине? Почему он продолжал снимать, когда животное двигалось к нему с угрожающими намерениями? Если он был атакован и, как намекают мелькнувшие зубы, загрызен, почему нет никаких сведений о столь жутких смертях в 1970-е годы? Как нашли фильм, если оператор был убит? А если он остался жив, почему не появился у журналистов, показывая свои раны и этот фильм?
Просматривая эпизод атаки, Стивен увидел белое пятно, мелькнувшее на трех кадрах справа: хотя оно было очень расплывчатым, диск-жокей счел, что это чья-то человеческая нога, на миг вылезшая из-под шкуры, и окончательно разочаровался в полученной пленке. Кук решил, что кто-то снял любительский «фильм ужасов»: один человек побегал в шкуре на четвереньках, а другой старательно изображал страх и трясущиеся руки. Фильм показали нескольким друзьям для развлечения, затем забыли в коробке, и много лет спустя он был продан на распродаже с другим хламом.

Мнения разделились

Фильм просмотрели десятки специалистов, но никто не нашел явных промахов, указывающих на подделку: белое пятно, так озадачившее Стивена, могло быть игрой света и тени. Зоологи, включившись в дискуссию, выделили на стоп-кадрах типичные для крупных обезьян движения. Есть только одно «но»: обезьяны в США не водятся. Может, это «снежный человек»? Тоже вряд ли: он предпочитает бегать на двух ногах и почти никогда не ведет себя агрессивно по отношению к людям.
Пока сторонники подлинности фильма увязли в спорах, кто на нем изображен, их противники никак не могут привести веских доказательств в свою пользу. Даже Лорен Коулмэн, ведущий американский криптозоолог, смог сослаться только на свой «богатый личный опыт» и интуицию:
«Какой бы то ни было глубокий анализ фильма не дает ничего относительно его реальности, так что пленка хороша настолько, насколько хорошо ее содержимое или ее источник. Происхождение фильма в лучшем случае туманно. Мой прошлый опыт и натренированный на фальшивках глаз говорят, что здесь попахивает подделкой с ее многозначительными признаками вроде «найденного» фильма, трясущейся камеры и расплывчатого изображения».
Остается лишь надеяться, что сейчас, когда «фильм Гейбла» попал в Интернет и его увидели десятки тысяч людей, найдутся свидетели, знающие, что это такое и что за ним кроется - изощренная подделка или настоящая тайна.

Назад

будут еще круче